Программа кружка «Журналист»
Пояснительная записка
Программа кружка «Журналист» предлагается учащимся 8-10 классов, не имеющим предварительной подготовки в изучении дисциплин журналистской направленности. Отбор материала, составляющего содержание курса, произведён с целью обеспечения выпуска школьного печатного средства массовой информации – газеты «Алые паруса». Состав кружка представлен двумя группами участников: группы журналистов и членов редакционной коллегии газеты «Алые паруса», которая планирует работу над каждым номером газеты, организует походы, экскурсии, встречи, творческие командировки журналистов и другие мероприятия. Деятельность кружка представляет собой своеобразную редакцию подростковой газеты «Алые паруса», где все ответственные должности распределены по желанию учащихся и их способностям к той или иной деятельности (финансовый директор, ответственный секретарь, руководитель отдела, агент по рекламе, журналист определённого отдела и т.д.). Во время создания газеты получаемые теоретические знания подкрепляются практической деятельностью. Основная цель: привлечение школьников к получению первоначальных знаний и навыков профессии журналиста. Задачи: 1. Формировать характер журналиста, его эстетические и нравственные качества. 2. Расширять кругозор подростков, учить замечать интересные подробности ежедневной жизни; 3. Путём регулярного издания школьной газеты «Алые паруса», публикации корреспондентских материалов в местной прессе обучить ребят методике создания журналистских материалов, созданию макета, дизайну и верстке газеты, работе с фото- и художественными материалами, оргтехникой. 4. Помочь научиться мыслить творчески, чётко и понятно высказывать свои мысли на бумаге. 5. Познакомить с работой СМИ (газета, ТВ, Интернет и пр.), поддерживать связи с редакциями местных СМИ. 6. Содействовать созданию дружеских отношений в группах кружка, созданию крепкого творческого коллектива. Успешное сочетание содержания занятий кружка с содержанием действующих программам по русскому языку (раздел «Развитие речи. Культура речи») позволит более успешно обеспечить реализацию данной цели и задач. Составлена из расчёта 68 часов (2х2 часа в неделю).
№ п\п Тема занятия Дата Примечания Редакционная коллегия Журналистская группа 1. • Принятие положения о газете «Алые паруса»; • Утверждение состава редакционной коллегии; • Определение руководи- телей и состава отделов. Предмет и задачи курса 2. • Обсуждение и утверждение плана выпуска газеты «Алые паруса» в учеб-ном году. • Составление финансо- вого плана выпуска газеты. Тема и основная мысль высказывания. Оценка состава читателей. 3. Требования к оформлению рукописей. Подготовка высказывания. План. Виды планов. 4. Создание макета газеты (сентябрь) Тезисы. Подготовка тезисов. 5. Утверждение макета. Обсуждение дизайна. Высказывание устное и письменное. 6. Утверждение дизайна газеты. Цитирование. Работа с фактами и теоретическими материалами. 7. Вёрстка и редактирование Типы речи. 8. Создание макета газеты (октябрь) Стили речи 9. Утверждение макета. Обсуждение дизайна. Публицистический стиль. Жанры. 10 Отбор и обработка материалов. Репортаж. 11. Утверждение дизайна газеты. Практическая работа. Подготовка и оформление репортажа. 12. Вёрстка и редактирование Практическая работа. Редактирование. 13. Создание макета газеты (ноябрь-декабрь) на тему «Мне трудно учиться». Интервью. 14. Отбор и обработка материалов для версии в печать. Практическая работа. Подготовка и оформление интервью. 15. Экскурсия на телекомпанию «Лаба». Творческая встреча с корреспондентами. Экскурсия на телекомпанию «Лаба». Творческая встреча с корреспондентами. 16. Оформление материалов по результатам творческой встречи с корреспондентами телекомпании «Лаба» Практическая работа. Редактирование интервью. 17. Утверждение макета. Обсуждение дизайна. Рецензия. 18. Утверждение дизайна газеты. Практическая работа. Подготовка и оформление рецензии. 19. Вёрстка и редактирование Практическая работа. Совершенствование написанного. 20. Создание макета газеты (декабрь-январь) на тему «Что мне нравится и что не нравится в школе?». Оформление материалов на сайте газеты. 21. Отбор и обработка материалов для версии в печать. Отзыв. 22. Творческая поездка в театр. Творческая поездка в театр. 23. Оформление творческой поездки в театр. Практическая работа. Подготовка и оформление отзыва. 24. Утверждение макета. Обсуждение дизайна. Практическая работа. Совершенствование написанного. 25. Утверждение дизайна газеты. Оформление материалов на сайте газеты. 26. Вёрстка и редактирование. Описание местности. 27. Создание макета газеты (январь-февраль) на тему «За здоровый образ жизни». Практическая работа. Подготовка и оформление описания местности. 28. Отбор и обработка материалов для версии в печать. Практическая работа. Совершенствование написанного. 29. Утверждение макета. Обсуждение дизайна. Оформление материалов на сайте газеты. 30. Творческая экскурсия в горы. Творческая экскурсия в горы. 31. Оформление творческой экскурсии в горы Путевые заметки. 32. Утверждение дизайна газеты. Практическая работа. Подготовка и оформление путевых заметок. 33. Вёрстка и редактирование. Практическая работа. Совершенствование написанного. 34. Отбор материалов на сайт газеты. Оформление материалов на сайте газеты. 35. Редактирование и оформление материалов на сайт. Очерк. 36. Создание макета газеты (февраль-март) на тему «Женственность. Что это такое?». Практическая работа. Подготовка и оформление очерка. 37. Отбор и обработка материалов для версии в печать. Практическая работа. Редактирование. 38. Утверждение макета. Обсуждение дизайна. Оформление материалов на сайте газеты. 39. Утверждение дизайна газеты. Портретный очерк. 40. Вёрстка и редактирование. Практическая работа. Подготовка и оформление портретного очерка. 41. Отбор материалов на сайт газеты. Практическая работа. Редактирование. 42. Создание макета газеты (март-апрель) на тему «Самоуправление в школе. Проблемы и перспективы». Оформление материалов на сайте газеты. 43. Отбор и обработка материалов для версии в печать. Рассуждение проблемного характера. 44. Утверждение макета. Обсуждение дизайна. Практическая работа. Подготовка и оформление корреспонденции проблемного характера. 45. Утверждение дизайна газеты. Практическая работа. Редактирование. 46. Вёрстка и редактирование. Оформление материалов на сайте газеты. 47. Отбор материалов на сайт газеты. Статья в газету 48. Создание макета газеты (апрель-май) на тему «День Победы - Праздник всенародный». Практическая работа. Подготовка и оформление статьи в газету. 49. Отбор и обработка материалов для версии в печать. Практическая работа. Редактирование. 50. Отбор и обработка материалов для версии в печать. Оформление материалов на сайте газеты. 51. Творческая встреча с корреспондентами «Провинциальной газеты» Творческая встреча с корреспондентами «Провинциальной газеты» 52. Оформление материалов творческой встречи с корреспондентами «Провинциальной газеты» Рассказ с необычным построением 53. Отбор и редактирование материалов на сайт газеты. Практическая работа. Подготовка и оформление рассказа с необычным построением. 54. Утверждение макета. Обсуждение дизайна. Практическая работа. Редактирование. 55. Утверждение дизайна газеты. Оформление материалов на сайте газеты. 56. Вёрстка и редактирование Юмористический рассказ. 57. Создание макета газеты (май-июнь) на тему «Школа -выпускникам». Практическая работа. Подготовка и оформление юмористического рассказа. 58. Отбор и обработка материалов для версии в печать. Практическая работа. Редактирование. 59. Утверждение макета. Обсуждение дизайна. Оформление материалов на сайте газеты. 60. Утверждение дизайна газеты. Фельетон. 61. Вёрстка и редактирование. Практическая работа. Подготовка и оформление фельетона. 62. Отбор материалов на сайт газеты. Практическая работа. Редактирование. 63. Творческая встреча с читателями школьной газеты «Алые паруса» Оформление материалов на сайте газеты. 64. Творческая встреча с читателями школьной газеты «Алые паруса» Эссе. 65. Оформление творческой встречи с читателями газеты. Практическая работа. Подготовка и оформление эссе. 66. Анализ деятельности редакционной коллегии за год. Определение структуры редколлегии на следующий учебный год Практическая работа. Редактирование. 67. • Обсуждение и внесение предложений в план выпуска газеты «Алые паруса» в следующем учебном году. • Внесение предложений в финансовый план выпуска газеты. Оформление материалов на сайте газеты. 68. Итоговое занятие. Итоговое занятие.
|